Загрузка...

                  

В 1918 году государство постановило отобрать у Церкви земли и церковное имущество.1917-1989

К 1919-1920 году в стране сложилось катастрофическое положение с продовольствием, масса людей голодала, как следствие, вспыхнули эпидемические заболевания, особенно холера. Появляются концентрационные лагеря, начинается борьба с дезертирством и укрывательством от воинской повинности, вводится обязательная трудовая повинность.

В нашем храме тяготы, обрушившиеся на Церковь, разделили священник Виктор Владимирович Смирнов и временно допущенный к исполнению обязанностей диакона (но так и оставшийся служить до 1932 года) иеродиакон Покровского монастыря Геннадий (в миру Синицын Георгий Иванов), а также первый псаломщик Александр Павлов Дроздов, исполнявший должность второго псаломщика крестьянин дер.Белой Иван Андреев Трещалин, который заменил уволившегося 21 марта 1918 года за штат псаломщика Виктора Величкина, и просфорница Клавдия Павлова Стогова. Церковным старостой в 1919 году был Андрей Сосипатров. В приходе было 910 мужчин и 1030 женщин.

Из клировых ведомостей 1919 года известно, что доходы нашего храма за 1918 год (1200 рублей), сберегательная книжка, билеты Государственного Банка и вся церковная земля (33 десятины 2099 кв. сажень – более 40 га) были изъяты Васильевским Волостным Советом рабочих и крестьянских депутатов. Опись церковного имущества, произведенная в 1910 году, была проверена Волостным Советом в 1918 году и изъята вместе с копией. Так началось разграбление храма.

К сожалению, нет сведений о том, что стало с отцом Виктором Смирновым. В нашей церкви он прослужил менее четырех лет.

С 1920 года в Покровском храме с.Кудиново начинает служить новый священник – Александр Павлович Цветков.

В 1921-22 годах по всей стране развернулась кампания по изъятию церковных ценностей. Сохранились документы Кудиновского сельсовета, отражающие события того времени.

18 августа 1921 года представителями новой власти была составлена опись наиболее ценных предметов храма для Комиссии по охране памятников искусства и старины.

Как подлежащие учету и охране отмечены: «Евангелие 1800 года в серебряном окладе, крест с чернетью серебряный XVIII в., V две иконы Казанской Божией Матери в серебряных ризах XVII и XVIII вв., икона Архангела Гавриила в ризе XVII в., шитая золотом икона XVII в. из алтаря придела Николая Чудотворца, икона Николая Чудотворца с ковчегом XVII в., икона Спасителя XVII в., оклад иконы Троеручица XVII в., икона Коневской Божией Матери, особо почитаемая, требующая исследования как очень древняя».

1917-198927 апреля 1922 года был составлен протокол изъятия ценностей из Покровской церкви на основании постановлений ВЦИК. В присутствии священника А.П.Цветкова, членов Совета верующих Ф.Я.Брусникина, А.А.Михайлова, С.Харитонова, И.Т.Короткова, А.Ф.Безрукова, Р.Т.Печенкина, В.А.Скворцова и представителя сельсовета Г.Д.Конкина были изъяты для передачи в Гохран следующие ценности: потир с 5 предметами, серебряные, позолоченные; 2 серебряных позолоченных креста; 4 серебряные лампады; 5 лампад с эмалью; риза с иконы Троеручица из мелкого жемчуга с тремя алмазными звездами, 119-ю зелеными камнями; крышки серебряные позолоченные с трех Евангелий; три венца с икон Троеручица, Знамение; большой и малый оклады с иконы Троеручица; ризы с икон Божией Матери Успенская, Знамение, Коневская. Всего 55 предметов весом 48 фунтов 4 золотника (почти 20 кг).

В сельсовет предоставлялись сведения о состоянии храма, церковной утвари. Из них мы узнаем, что имущество церкви, взятое в пользование по договору от 2 ноября 1918 года группой верующих, находилось в исправности. В 1923 году была окрашена вся крыша церкви, усердием отдельных верующих были сделаны две медно-позолоченные ризы на иконы Божией Матери Успение и Троеручица, возобновлены и надеты ризы на иконы Божией Матери Знамение и Коневская.

Верующие, как могли, восстанавливали поруганные иконы. Ответственными за имущество были отец Александр и члены Приходского совета А.Гордеев, А.Михайлов, И.Полиенов и другие.1917-1989

Несмотря на гонения, в двадцатых годах в храм ходило много людей. В школе преподавали дочери священников – Крюкова и Пушкинская. До сих пор помнят старожилы большой церковный хор, который приглашали на престольные праздники в соседние села. В хоре пели многие жители села, было много мужчин. Вместе со взрослыми пели дети. Сохранились некоторые имена певчих: Потапова Акулина Михайловна, Короткова Александра Андреевна, Шарова Зоя, из другого села приезжали Серафим и его жена Сусанна (которая была регентом), из мужчин пели Коротков и Жохов, у иеродиакона Геннадия был чудный голос. Репетировал хор три раза в неделю, под скрипку.

В1926 году, 7 июня, граждане села Кудиново, дер.Белая, Большое и Малое Василево, дер.Черепково и дер. Булгакове заключили соглашение с Богородским Советом Рабочих и Красноармейских Депутатов в лице его полномочного представителя начальника Васильевского Волотделения товарища Н.Попикина о том, что они приняли в бесплатное пользование находящееся в с.Кудиново здание культа, состоящее из храма с колокольней, сторожку и все предметы культа. Под соглашением подписались 96 человек, в том числе служившие в храме священник А.П.Цветков, иеродиакон Геннадий, псаломщик А.П.Дроздов. Верующие обязались «беречь народное достояние, не допускать враждебности к Советской власти, не произносить проповеди и речи против новой власти, не совершать набатных тревог для созыва населения в целях возбуждения его против Советской власти, подчиняться распоряжениям местного Совета относительно пользования колокольней, не преподавать религиозные вероучения детям, не переносить предметы культа без разрешения Отдела Управления, по требованию властей допускать их представителей к проверке имущества и т.д. Церковь полностью лишилась самостоятельности».

19 мая 1927 года представитель верующих Иван Алексеевич Печенкин получил в Богородском уездном Исполкоме договор о регистрации Кудиновской Покровской церкви, религиозного Общества верующих.

1917-1989Местные власти неоднократно проверяли имущество храма. В 1926 году отец Александр с членами Приходского совета Гордеевым, Михайловым, Полиеновым, Брусникиным, Печенкиным составляют новую  опись имущества Покровской церкви. Заметно обеднение храма. Все наиболее ценные предметы, ризы с икон были изъяты еще в 1922 году. В описи для каждого предмета указана дата приобретения, цена, вес и материал, из которого он изготовлен. Серебра осталось немного, в основном, все было из меди и дерева.

30 августа 1928 г. был составлен акт по проверке имущества церкви в присутствии представителей от Волостного Исполкома – Левиной, от Сельсовета – Казеиновой, от ячейки Кудиновского ВЛКСМ – Дробинского, от церковного совета – Л.С.Михайлова и священника Цветкова. Из проверки видно, что из храма были похищены запрестольный серебряный крест, серебряная риза, 2 серебряные лампады. Все они были заменены медными, ризы приобретены новые, парчевые.

В тот же день – 30 августа 1928 г. обследовались помещения храма. Комиссия пришла к выводу, что внутреннее состояние помещений удовлетворительное, а на колокольне подмыт дождевой водой угол. Комиссия отметила, что сторожка обшита тесом в 1928 году, у сарая подведен в 1928 году бревенчатый низ, произведен ремонт печей. Люди по-прежнему стремились сохранить свой храм, благоустроить его в меру сил.1917-1989

Жизнь была очень тяжелой. Началась насильственная коллективизация. Во время 1-й пятилетки, когда в 1929 году развернулась кампания против частного предпринимательства, церковь рассматривалась как частное предприятие. Священники, епископы и приходы облагались непомерным налогом.

8 апреля 1929 года было издано новое законодательство о религиозных объединениях, а 1 октября 1929 года вышло постановление Народного Комиссариата внутренних дел о запрещении всякой церковной деятельности вне церковных стен. Религиозные объединения были лишены права устраивать специальные детские, юношеские, женские, молитвенные и другие собрания, организовывать библейские, литературные, рукодельные кружки, проводить экскурсии, создавать библиотеки.

Деятельность священнослужителей была ограничена их местожительством. Вне церковных стен деятельность духовенства сводилась к посещению больных и умирающих, на все остальное требовалось разрешение от местного Совета.

В документах Сельсовета сохранились прошения верующих: о разрешении провести 7 апреля 1930 года в храме общее собрание членов Покровского религиозного общества; просьба устроить 14 мая 1930 года крестный ход на Малютинский колодец (отказано); о разрешении пригласить на храмовый праздник (Покров) 14 октября 1930 г. протоиерея А.А.Голосова из московской Трифоновской церкви.

10 апреля 1930 года все служители храма заполняют анкеты, где указывают свои обязанности, денежное вознаграждение, район деятельности. В церкви тогда служили священник Александр Павлович Цветков, иеродиакон Геннадий (Синицын Г.И.), псаломщик Дроздов Александр Павлович.

10 апреля 1931 года в Ногинский районный Административный отдел поступило заявление от 60 прихожан Покровской церкви с просьбой образовать Покровское религиозное православное Общество верующих в связи с новыми постановлениями правительства.

К 1930-31 гг. появились документы ВЦИКа и Наркомфина с требованиями снизить ставки налогов с духовенства, указывались нарушения законов о культах, но храмы продолжали закрываться, уничтожались монастыри.

24 января 1932 года был арестован отец Александр. Его сменил священник Василий Георгиевич Воскресенский. Из сохранившейся анкеты 1933 года известно, что о.Василий служил в нашем храме временно, постоянным местом его службы был Воскресенский собор в Павловском Посаде (где он начинал служить псаломщиком в 1914 году).

1917-1989Трудно сказать, сколько времени он прослужил в нашем храме. В документах 1935 года встречаются подписи уже другого священника – о.Сергия Урусова. Откуда он, мы не знаем. По словам местных жителей, последний батюшка был «стареньким», очень подолгу исповедовал людей. Как вспоминают старожилы, однажды исповедь очень затянулась, самые нетерпеливые стали возмущаться: «Сколько можно? Давайте попросим прислать другого священника!» На что батюшка потом ответил: «Меня не будет, и больше никого не будет». Он предчувствовал закрытие храма и, видно, хотел помочь людям исповедаться как можно подробнее. Так и случилось – он был последним священником церкви перед ее закрытием. Службы были прекращены в 1937-1938 году.

Но до этого времени, 22 апреля 1935 года, Кудиновский сельсовет в присутствии представителей от Ногинского Райфинотдела т.Чижова И.С., от Кудиновского сельсовета т.Варламова Я.Е., члена Церковного совета Пугачева Я.Н. и священника Урусова С.И. составил акт проверки имущества храма по описи 1926 года и акту проверки от 30 августа 1928 г. Было отмечено, что имущество, кроме драгоценных вещей, налицо. Остался лишь ободок серебряной ризы на иконе Николая Чудотворца, а остальное все из металла. Серебряные изделия числились похищенными. Внутреннее же состояние помещений было удовлетворительным.

В это время отцу Сергию в праздничных службах сослужил архимандрит Ефрем.могилка арх.Ефрема

В 30-е годы Сталин завершал строительство монолитного тоталитарного государства. В нем не было места для Церкви. В 1936 году началась массовая ликвидация всех религиозных учреждений. Содержать храм становилось все сложнее. Доходило до того, что даже скосить траву внутри церковной ограды нельзя было без разрешения местных властей. В 1937 году группа верующих просила Сельсовет о разрешении покоса для нужд храма. Верующие тогда были в затруднительном положении, так как в 193? году за похищенное ворами из церкви серебро было уплачено 7704 рубля. Но даже эта просьба осталась без удовлетворения.

В январе 1937 года группа верующих и Церковный совет Покровского храма, всего 77 человек, просят у Кудиновского сельсовета разрешения ходить духовенству по приходу для служения молебнов, так как многие люди болели. На это был получен категорический отказ:  «Ногинская Госсанинспекция на Ваш запрос сообщает, что Кудиновский участок в данный момент является неблагополучным по детским инфекциям (скарлатина и др.) и считает невозможным совершение обрядов путем хождения по домам...»

В конце 1940 года комиссия в составе т.Богомолова (зав. РайФО), инспектора госдоходов Рунова А.Г. (РайФО), председателя сельсовета Кузнецовой М.А. в присутствии группы верующих (Милов В.К., Гордеев А.П., Орлов В.М., Пугачев Ф.Н.) произвела проверку наличия имущества Госфонда в Покровской церкви. Отмечены особо: 3 напрестольных серебряных креста, ковчег для хранения Святых Даров металлический, 2 напрестольных Евангелия с медным окладом, медный посеребренный сосуд, икона святителя Николая Чудотворца, 6 лампад, 6 ковров и даже одна серебряная ложечка. Это все, что осталось от былой красоты.

Но и этого было мало. 14 мая 1941 года секретарь Исполкома Ногинского райсовета Гуськов подписывает следующий документ:

1917-1989«Заведующему РайФО тов.Богомолову сообщаю, что на основании письма Исполкома от 12 мая 1941 года № 109135 решение Исполкома Мособлсовета от 18/IV-1941 г. № 1009 О закрытии Кудиновской церкви вступило в законную силу. Ликвидацию здания культа проведите в соответствии с парагр. 39, 40 постановления ВЦИК и СНК РСФСР от 8/IV-1929 года».

1917-1989Помешала этому война. 22 июня, в день всех русских святых, на страну обрушилась небывалая трагедия – началась Великая Отечественная война.

Через месяц после ее начала, 21 июля 1941 г., комиссией, состоявшей из инспектора РайФО т.Белова Н.И., председателя Кудиновского сельсовета т.Кузнецовой М.А., представителя Вторцветмета т.Прохоровой В.И. и представителя верующих Гордеева А.П., был составлен очередной акт описи оставшегося имущества (3 иконы, свечные ящики, столы, вешалки, скамейки, часы, стремянка, дорожки и т.п.), которое было принято на учет и зачислено в госфонды.

1 августа 1941 года представитель Московской областной конторы Главвторцветмета т.Розанов Н. принял от представителя Ногинского РайФО т. Белова Н.И. позолоченное дерево из церкви с. Кудиново для производства работ по смыву позолоты. Общая площадь иконостасов и киотов равнялась 275 кв. м, из которых 175 кв. м было покрыто сплошной позолотой.


18 августа 1941 года был составлен приемно-сдаточный акт в том, что Ногинской Финотдел сдал, а контора МОК Главвторцветмет приняла смыв позолоты (намовину) в семи мешочках, весом 165 карат (0,033 кг). Жители села вспоминают, что золото смывали, а иконы жгли в печке сельсовета. Золото предназначалось Московскому заводу обработки цветных металлов, а до отправления было передано в Кудиновский колхоз на сохранение.1917-1989

1917-198924 сентября 1941 года комиссией в составе: от Ногинского РайФО инспектор доходов тов.Белова Н., председателя Кудиновского колхоза тов.Сафонов С.И. и председателя Кудиновского сельсовета тов.Кузнецовой М.А. доставила акт передачи во временное пользование колхозу здания бывшей церкви в с.Кудиново для хранения и просушки зерна. «Временное» пользование растянулось на долгие годы.

   

Некоторые изменения в церковной политике произошли во время Великой Отечественной войны. Приостановились гонения на Церковь по всей стране, даже открывались церкви на оккупированных территориях, использовались церковные сборы на оборону страны. В 1943 году в Москве состоялась интронизация новоизбранного Патриарха Сергия, в 1945 году Патриарха Алексия I. Было принято новое положение об управлении Русской Православной Церковью. В течение некоторого времени после войны храмы открывались, но уже после смерти Сталина, с 1959 года, снова началось закрытие храмов, монастырей, семинарий (так называемые «хрущевские гонения»).

1917-1989  1917-1989  1917-1989

После отстранения от власти Хрущева кампания видимого преследования Церкви прекратилась, хотя свободы деятельности она так и не получила. Оттепель не коснулась нашего храма. Ни при Сталине, ни при Хрущеве открыт он не был. Здание храма использовалось как склад: то для хранения зерна колхоза, то для обтирочных стоп (куски тканей) артели им. Н.К.Крупской (тогда в церкви провалился пол), а после и вовсе было заброшено.1917-1989

Время лихолетия не пощадило величия и красоты храма. Отсырели стены, отвалилась штукатурка, разрушилась кирпичная кладка, проломили двери, разбили окна, обрушилась крыша... К концу восьмидесятых годов храм представлял собой действительно плачевное зрелище. Некогда самое красивое здание села, он стал самым поруганным и заброшенным.


Открытие и восстановление храмов в стране началось лишь после 1987 года. Рубеж 1986-87 гг. можно считать поворотным моментом в положении религии и верующих в СССР. Церковь готовилась к празднованию 1000-летия Крещения Руси. В это время она понемногу освобождалась от «опеки» советского правительства и КГБ. Все больше и больше людей открывали для себя веру, историю России, неразрывно связанную с Православием.

 


ФОТОБАНК СОБЫТИЙ ПРИХОДА

ссылки на альбомы фотографий

Приход

 



МОЛОДЕЖНЫЙ ЕПАРХИАЛЬНЫЙ ОБУЧАЮЩИЙ ЛАГЕРЬ

со 2 по 5 января 2017 года

 



ОБРАЩЕНИЕ МИТРОПОЛИТА КРУТИЦКОГО И КОЛОМЕНСКОГО ЮВЕНАЛИЯ

 

Восстановим порушенные святыни



Мы в социальных сетях

В_контакте



Для получения

РАЗРЕШЕНИЯ НА ЗАХОРОНЕНИЕ    и для   ОФОРМЛЕНИЯ УЧАСТКА

 с существующими захоронениями на кладбище