Каждый наш плохой, греховный поступок оставляет на душе темное пятно. И, если человек ничего не предпринимает для того, чтобы содержать душу в чистоте, со временем она обрастает греховной грязью. Следствие этого — иссякает радость жизни, любовь к людям, в душе поселяется тревога, уныние, отчаяние, а в теле — болезни. А главное — душа может лишиться в вечности блаженной жизни. Чтобы мы могли очистить душу свою от греховной грязи, Богом было дано таинство Покаяния.
Сам Иисус Христос, исцеляя телесные болезни, сначала врачевал душу — прощал грехи. Например, когда в Капернауме к Нему принесли положенного на постели расслабленного, Он сначала сказал: «Прощаются тебе грехи твои» (Мф. 9, 2), и лишь потом исцелил телесно: «Встань, возьми постель твою и иди в дом твой» (Мф. 9, 6). Эту власть отпускать грехи Господь Иисус передал Своим ученикам, а те через таинство Священства передали ее последующим поколениям священников.
Таким образом, каждый, кто хочет очистить свою душу от греховной скверны, должен прийти в храм на исповедь и перед Крестом и Евангелием, символизирующими невидимое присутствие Самого Иисуса Христа, в присутствии священника покаяться во всех своих греховных поступках и помыслах.
Чтобы таинство произошло необходимо:
— Хорошо разобраться в том, что грех, а что не грех. Для этого нужно прочитать Новый Завет и еще желательно какую-либо из брошюр, помогающих подготовиться к исповеди, например, «Опыт построения исповеди», «В помощь кающимся» или другие. В этих брошюрах даются наставления и приводятся наиболее часто встречающиеся грехи.
— Далее нужно постараться как можно тщательнее вспомнить свою жизнь, начиная с детского сознательного возраста и записать все сделанные грехи. Если исповедь не первая — то грехи, сделанные со времени последней исповеди, либо сделанные ранее, но не исповеданные по забвению.
— В храме священнику грехи нужно назвать, при этом нет нужды говорить о месте совершения греха, имена посторонних лиц и т.д., то есть, должен быть достаточно точно назван сам грех без подробного объяснения сопутствующих обстоятельств. Чтобы таинство совершилось, исповеданы должны быть все грехи, во всех названных грехах исповедник должен раскаяться. Другими словами, каждый названный грех — это обещание пред Богом, насколько хватит сил и разума, не повторять грех. Святитель Иоанн Златоуст говорил, что грех налагает на нас такое пятно, которое нельзя смыть тысячью источников, а только слезами раскаяния; если исповедник подходит к священнику с лукавством — не называет всех грехов, либо не собирается от них избавляться, душа не очищается, несмотря на то, что внешняя обрядовая сторона таинства была совершена. При покаянии исповедник по забывчивости может не назвать какие-либо грехи, это обстоятельство не является препятствием к совершению таинства.
— После исповеди грехов священник, накрыв епитрахилью голову кающегося, читает разрешительную молитву и, если все названные условия исповеди были соблюдены, душа исповедника действием благодати Святого Духа очищается от грехов.